Перейти к содержимому





Фотография

Рефрейминги на фразу "Я опять ошибся!"

Изобретаю альтернативы.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Значит, я что-то сделал!
Итак, я узнала, каким способом это НЕ делается.
Как интересно, у меня появился новый материал для анализа...
Я стала на шаг ближе к решению.
Я сумела пойти на риск!
Это была хорошая попытка.
Я провела эксперимент! И получила результаты, с которыми можно работать дальше.
Мой опыт увеличился на одну попытку!
Хм, у меня есть новый шанс проявить себя.
Так, я явно могу усовершенствовать эту технологию.
Теперь я знаю, на что обратить внимание, когда буду помогать кому-то это делать.

Фотография

"Клан пещерного медведя" / "The clan of the cave bear"

Я его посмотрела давно, ещё когда училась в школе, один раз, и запомнила достаточно отчётливо. Чобы не пересказывать, анонс есть тут: http://my-hit.ru/film/12635.
Даже писать долго особо сил нет, а записать хочется. Для простоты - в несколько пунктов.

Что запомнилось после того первого и единственного просмотра.
1. Как Эйла училась пользоваться пращей. Упорно и не теряя  уверенности, хотя по правилам племени женщине мужским оружием пользоваться было нельзя, и скорее всего, по моему домыслу, бытовало там мнение, что женщины на это не способны.

2. Обособленность от окружающих. Будучи в том возрасте, я очень хорошо Эйлу понимала относительно ощущения "ты не такой" и всем связанным с этим комплексом переживаний. Мне тоже часто было интересней играть одной и заниматься чем-то самостоятельно выдуманным. В фильме словесное общение сведено к минимуму, поэтому особенно ярко видна эта самая обособленность на уровне поведения и невербалики.

3. Изгнание Эйлы из племени. Вот этот эпизод я запомнила накрепко, впечатление он произвёл необычайно сильное. В памяти сохранилось, как проходят мимо соплеменники, как мимо пустого места, словно она стала невидимой.
Насколько помню, в школе на истории нам рассказывали, что у греков изгнание из социума считалось одним из самых страшных наказаний. Греки сами себя определяли как существ в высшей степени социальных. Судя по всему, тогда и ещё долгое время после этого для меня это было аналогично: отлучение, неприятие от круга, который считается ближайшим, быть брошенным - самое страшное, что может произойти.
Понятно, страшное психологически, в субъективном смысле. В фильме отсыл к биологической первопричине: когда выжить можно только коллективно, изгнание означает физическую смерть. В ситуации современного человека речь идёт скорее о лишении эмоционального ресурса (семьи, авторитетного человека, сообщества типа компании, класса, команды.) Но лишение этого ресурса (особенно если близкий круг единственный) может действовать на людей разрушительно и приводит к тяжёлым и сложным последствиям - могут страдать самооценка, способность общаться, налаживать отношения, социальный статус, общая картина мира.

4. Этология. Фильм стал для меня чуть ли не первым источником информации о ней и иллюстрацией, насколько много в человеческом поведении от биологии. Актёры играют так, что это видно. В фильме очень мало слов, даже закадровый голос, иногда поясняющий события, не мешает этой пустоте на месте потока речи, которым мы обмениваемся обычно. На фоне тишины движения, позы, действия выпуклы и очевидны, так что комментариев не нужно, и так ясно, что происходит. К концу возникает ощущение, что слова совсем не нужны.

Кажется, я знаю, о чём будет Аарон говорить со своим неслучайным потомком на следующем отыгрыше...
А ещё за просмотром сам собой сформулировался жизненный принцип этого моего специфического тзимице из венгерского леса. Что-то вроде "Понять себя, принять себя, изменить себя - и быть счастливым. Не тратить драгоценное время бытия на то, чтобы делать себя несчастным."
Не такой уж сложный урок, если задуматься. А как иногда трудно усваивается...
И заодно сюда же, по итогам его слов из прежних отыгрышей: "Один из смыслов бытия - в преемственности, передаче жизненного опыта следующему поколению.  Причина - потому что следующее поколение без этого просто не состоится. Как не состоялись бы мы, если бы некто не сделал этого для нас. Чем лучше опыт (лучше = приводит к наилучшим результатам на практике) и чем лучше он передан (= большая часть усвоена при адекватным затратах времени и может быть в любой момент применена на практике) - тем проще следующему поколению пройти необходимые этапы развития."
Аарон называет это словом "преемственность". Посмотрела в сети:
"Преемственность - связь между явлениями в процессе развития, когда новое, "снимая" старое, сохраняет в себе некоторые его элементы."
Снимая - видимо, снимая модель опыта? Воспроизводя, короче.
И также мне понравилось:
"... опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне."
Кажется, так выглядит в представлении моего перса мир, который правилен, хорош и в котором хочется наличествовать - когда ты узнаёшь что-то на своей шкуре и передаёшь это дальше, а благодаря этому следующий за тобой сможет а) развиться и состояться б) продвинуться немного дальше тебя.
С тз ВТМной индивидуалистской этики тзимице и их правила познания в основном своими силами - жуткая ересь. Но личные отыгрыши потому и личные, что работают прицельно по личным целям, изменяя под них исходный материал.
А освоения жизни ТОЛЬКО через личный опыт никто не отменял. Как нам говорили на тренингах, знать и понимать - вещи очень разные. Задавать вопросы, а не давать ответы, задавать ситуации, а не объяснять, как в них себя вести - лучший способ дать возможность прожить нечто самому и самому найти ответ, а не побыть слушателем чужой биографии.
Нужно читать про сократический метод обучения, определённо.
"Сократический метод - способ обучения, заключающейся в том, что преподаватель искусно поставленными последовательными вопросами наводит учащегося на те выводы, которые можно сделать из ранее усвоенных положений. Назван по имени греческого философа Сократа, впервые применившего этот метод к преподаванию своим ученикам философии."

Себе на заметку:
Этология человека - наука, базирующаяся на применении методов и законов этологии (науки о поведении животных) к исследованию поведения человека.

Биологические науки о поведении человека:
- этология человека;
- эволюционная психология;
- генетика поведения;
- социобиология;
- физиология высшей нервной деятельности.

В ряду вопросов, активно исследуемых этологами:
- брачные игры;
- территориальность;
- забота о потомстве;
- защита от хищников;
- эффективность добычи корма;
- коммуникация;
- общественная организация.
(Последние два особенно интересны.)

Фотография

Техники запоминания

Хм... Чувствую себя героем выпуска "Ералаша", где парень умирал от смеха над словарём русского языка. Начал учить таблицу Менделеева) при помощи метода ассоциаций.
В процессе такой позитив.)
Подвернулась в книге про атомы, а для изучения физиологии всё равно знать вещества понадобится. Интересно, какое количество слов осилю. Пока получается помесь театра абсурда и фильма-катастрофы.
Зажигалка (Кремний) упала на собаку Баскервилей (Фосфор. Я не виноват, что впервые узнал это слово из Конан Дойла!), собака прыгнула в вулкан, где загорелась СЕРА. От взрыва разлилась бочка ХЛОРА (ассоциация напрочь кинестетическая - запах.)"
"Литий" и "Натрий" лучше всего легли на глаголы-действия.)

Хуже всего подбиралась картинка к слову "Азот". Оказывается, я его себе никак не представляю, выкрутился на созвучии. Это к слову о понятиях, лишённых связей с другими.

А с названием "бериллий" у меня теперь одна ассоциация.)

Фотография

Настольная планета

У меня будет глобус!!
Подарок при уходе с работы.) Уже договорились.
Физическая карта + политическая, с подсветкой, так что можно использовать в качестве ночника.)

Ещё одна детская мечта.

Эскизы прикрепленных изображений

  • Прикрепленное изображение